В наши дни едва ли не каждый слышал о существовании 3D картинки. И вместе с тем, многие думают, что стереоизображение появилось как раз именно лет 3-5 назад, словом не так давно, а это не так.

Первые стереокартинки появились вместе с кинофильмами, еще в начале 20 века, а на 50-е и 80-х годы прошлого века выпал расцвет видеокартин Голливуда.

Новейшие технологии 3D заставляют зрителя погрузится в действие: ощутить себя на поле во время футбольного матча, или увидеть пролетающим над головой самолет, крушение зданий, взрывы и перестрелки в боевиках, погрузится на дно мирового океана в фильмах ВВС о живой природе и прочее и прочее – все это стало возможным  в наши дни. А едва ли не самым главным и нашумевшим фильмом 3D стал «Аватар», Джеймса Камерона. Все больше зритель видевших картинку 3D своими глазами, а еще больше зритель незнакомых с 3D, задаются вопросом – как возникает подобный эффект, почему кадры становятся объемными, от чего это зависит? Разберемся вместе.

Напоминаем что наша организация занимается ремонтом телевизоров в СПб, в том числе 3D.

Для начала следует понять каким вообще образом возникает 3D, что для этого используется и как это действует. Чтобы картинка, передаваемое от источника сигнала воспринималось как 3D, необходимо каждому глазу человека «показать» для восприятия немного отличающиеся кадры, для того, чтобы мозг «смонтировал» общее 3D. И в 50-е и в 80-е годы, и в наши дни, основными способами создания 3D кадра являются:

  • Анаглифический метод – сущность его сводилась к созданию стереоизображения, при помощи кинопроекторов и системы фильтров красного и зеленого цвета. Так один из проекторов выводил картинку через красный, а другой через зеленый фильтры. Сами же зрители для восприятия 3D, надевали специальные очки, в которых также бала одна  «линза» из красной пленки, а другая соответственно из зеленой. Собственно из-за этого-то и создавалась иллюзия «трехмерного изображения», потому, что глаз видел «необходимый» ему кадр. Главной особенностью, если не сказать требованием, такого «3D показа» было абсолютно синхронно установление и работа проекторов под одним углом к экрану.

Кстати, нынешние 3D – фильмы неплохо могут быть просмотрены в подобных очках, если создавались технологией «Dolby 3D». Так, фильм запускается через проектор, перед которым установлены два светофильтра. Фильтры пропускают свет для обоих глаз человека деля его на красный и синий цвета соответственно. А одетые 3D очки также пропускают кадры, предназначенные для правого и левого глаза.

  • Затворный метод – предназначен для показа цветных 3D фильмов, путем частой смены изображений, примерно от 30 – 100 раз/сек, проектором для левого и правого глаза человека. За счет такой скорости чередования кадров, мозг в итоге воспринимает картинку трехмерной. На сегодняшний день этот способ 3D показа носит название «XpanD». Смотреть же такое 3D видео  можно только при наличии специальных затворных 3D очков. Они имеют специальные ЖК – затворы (вместо стекол), которые то затемняют, то осветляют изображение, идущее для «нужного» глаза в данный момент от источника сигнала. Такой 3D метод изображения применяется уже за рамками кинотеатров, например, в мониторах для ПК, ноутбуках и в телевизорах. Недостатком этого метода 3D показа является большая денежная затрата на содержание оборудования, в частности тех же 3D очков.
  • Метод поляризации – имеет также название как «RealD». В его основе лежит использование системы фильтров и проекторов под определенным углом. Проектор выводит кадры на экран, попеременно, но при этом каждый кадр имеют свою световую волну с разной поляризацией светового потока. Далее очки, имеющие соответствующие светофильтры, пропускают определенным образом поляризованные волны. В итоге глаза воспринимают передаваемое изображение с разной поляризацией, в конечном счете мозг выстраивает также трехмерную картинку увиденного. Очки поляризационного 3D метода, не требуют дополнительного питания как затворные, и стоят на порядок меньше остальных, но в паре с такими очками обязательно должен быть специальный «серебряный экран», чтобы «выдавать» 3D картинку.

Сегодня нет единого мнения, какой же метод 3D лучше, но тем не менее хорошо определима не спадающая тенденция отказа многих киностудий и кинотеатров от использования анаглифических очков и таких же проекторов. Теперь пару слов о том, как такие фильмы снимают. Для того, чтобы все сцены фильма были 3D, их снимают одновременно двумя кинокамерами, при чем с разных позиций. Также камеры располагаются близко друг, к другу и на одном уровне имитируя расположение человеческих глаз.

Как записывается, копируется и воспроизводится 3D изображения? В основе этого лежит использование дисков Blu – Ray. Данные передаются на 3D проигрыватель или с него посредством порта HDMI. При чем тот же телевизор или 3D плеер должны иметь разъемы HDMI по последнему на сегодняшний день стандарту – 1.4, который пока единственный в мире может одновременно обеспечивать передачу двухпотокового видео Full HD 1080.

Вслед за 3D телевизорами и компьютерами, стали появляться цифровые фотокамеры, и даже сканеры формата 3D. Так, например, фотокамера «Fujifilm Finepix Real 3D W1», оснащенная двумя объективами и двумя матрицами, может зафиксировать любой кадр, а кроме того даже заснять 3D видео ролик. Дополнительно к фотокамере можно приобрести цифровую фоторамку, для просмотра отснятых 3D фото. Доступен также и сервис по распечатке трехмерных фотографий, через сайт «Fuji», стоимость одного снимка составляет приблизительно 7 долларов.

А вот 3D сканеры способны анализировать объекты, пока, что небольшие, и отсканированный трехмерный материал сохранять на съемных носителях или же жестких дисках ПК. Принцип работы 3D сканера таков: на вращающейся площадке находится объект сканирования, вокруг этой площадки находятся на одном уровне стационарные камеры, которые и ведут его съемку; либо может использоваться механизм прямо противоположный – сами камеры вращаются на одном уровне вокруг неподвижной площадки с объектом. На сегодняшний день пока нет достоверных данных о массовом выпуске трехмерных сканеров из производства и цен на них.